Skip to content

§ 35. Я-начальник, ты-дурак!

Занять кресло руководителя непросто. Но настоящие трудности начинаются позже.

Важная составляющая бизнеса — правильное руководство. Про крайне требовательных и вечно недовольных начальниках снимают фильмы, слагают анекдоты и трендят на несанкционированных собраниях. В свою же очередь начальники недовольны своими работниками лоботрясами, которые только и делают, что пьют чай и отсиживаются на рабочих местах до конца рабочего дня.

Проблема в том, что ни одна из сторон не хочет:

а) принять другую сторону такой, какая она есть

б) понять свои недостатки по отношению к другой стороне и начать над ними работать.

В этой статье постараемся разобраться в том, кто такой начальник и как с ним жить.

Независимо от рода деятельности компании, руководитель выполняет четыре главные функции:

Производство результата

ЧТО делать, чтобы добиться краткосрочного результата.

Предпринимательство

КОГДА и ЗАЧЕМ это делать. Определяет направление развития компании.

Администрирование

КАК это делать.

Интеграция

КТО это делает. Система ценностей компании, которая мотивирует сотрудников работать сообща.

Только если руководитель выполняет все четыре функции одновременно компания успешна. Но есть одно НО: человек не может выполнять все эти функции одновременно. Выполнять даже две функции одновременно сложно! Представьте, муж и жена — это компания. Муж работает (предпринимательсво) и зарабатывает деньги (производство результата), а жена ведёт хозяйство (администрирование) и занимается поддержкой мужа  и воспитанием детей (интеграция). Если ребенок заболел, мама уделяет все внимание ему и не успевает, например, купить продукты. Для нее здоровье ребенка приоритетно. То же происходит с руководителями. Они скатываются в выполнение одной функции и превращаются в неэффективных менеджеров.

Если из всех этих четырёх моих слабых сторон выбрать те, что посильнее, то по большей части я администратор и производительнежели предприниматель или интегратор 🙂 У меня в офисе, дома, на столе должно всё лежать на своём месте. Цель для меня — результат, а не пути его достижения. На совещаниях я готов хорошенько вздремнуть, пока лично мне не зададут конкретных вопросов. Много работаю и часто забываю про делегирование. С радостью могу организовать работу каждого, только при этом боюсь не учесть личных предпочтений сотрудника. Когда всё работает как часы, я спокоен, но стоит чему-то пойти наперекосяк, я могу впасть в ступор и заторможено реагировать.

Что же делать для того, чтобы заполнить пробелы своих старых сторон? Доктор Ицхак Адизес рекомендует придумать для себя правила, которые будут отвечать каждой из слабых функций, и систематически соблюдать их. Например, для своих слабых функций интегратора и предпринимателя могу взять в правило:

а) Каждый должен чувствовать себя членом команды. Для этого у нас есть принцип «Я лидер» (http://bit.ly/1mYpldl)

б) В нашей компании все имеют право голоса. Я всегда открыт для того, чтобы выслушать мнение каждого сотрудника, будь это партнёр, инвестор, курьер или кто-либо ещё. Однако решение выносится именно генеральным директором. Если оно окажется ошибочным, то это опыт. Если же верным, то приведёт к успеху!

Как считают японцы, победа в войне — это заслуга генерала, а не солдат. Если в японской компании кризис, первым делом урезают зарплату президенту. Если ситуация не улучшается, президент уходит в отставку. Я согласен с этим выводом, но не с утверждением 🙂 Всё-таки победа компании — это заслуга всех, а поражение — это вина руководителя.

Надо быть хорошим руководителем, а не таким, как на картинке 🙂

Оставьте комментарий первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *