Skip to content

Бесплатный труд

Кажется, нет ничего страшного в том, 

чтобы помочь кому-то бесплатно...

Начинающие дизайнеры, писатели, фотографы иногда соглашаются сделать работу бесплатно, чтобы собрать портфолио. Кажется, это выгодно для обеих сторон: специалист набивает руку, а заказчик бесплатно получает услугу.

На деле такое сотрудничество почти всегда проваливается: исполнитель ожидает лояльного и уважительного отношения от заказчика, а заказчик ждет результата, как от дорогого специалиста. В итоге отношения портятся, а проект так и остается неоконченным.

Все на этом попадались, но надо запомнить раз и навсегда бесплатная работа — путь к провалу.  Расскажу на одном своём примере.

Однажды я предложил своим знакомым сделать им сайт и разместить его на своём же сервере. Они занимались продажами через соц.сети и хотели перейти на новый уровень. То бишь продавать через интернет-магазин. Я заказал домен, прописал на хостинг, установил CMS, настроил базу данных, скинул им все доступы к сайту, хостингу, админке, документацию и обучалки. Осталось только начать разбираться в CMS, выбрать подходящую визуальную тему и потихоньку добавлять товары. Причем я был готов отвечать на любые вопросы, дабы помочь. Однако, вопросы сводились к тому, что мне надо было чуть ли не довести сайт до рабочего состояния! Конечно, меня это не устраивало, так как подобная работа имеет ценник, переваливающий за 50тыс.руб. В итоге я им тактично объяснил, что им надо либо нанимать человека, который разбирается во всем этом, чтобы он им это сделал, либо начать разбираться самим, так как ИМ же работать дальше с этим сайтом. Таким образом, прошел почти год, сайтом никто так и не воспользовался. Моё время потрачено впустую. А друзья не сделали следующего шага в своем деле.

Когда эта история случилась, я всё думал, какие же они неблагодарные. Теперь понимаю, что все не так. Виноват был я, причем с самого начала, когда согласился помочь бесплатно.
Когда я взялся за эту работу, я не осознал всей ответственности. Мне казалось, что раз уж я помогаю бесплатно, то никаких дополнительных требований. Разве что, вопросы для чайников.

Разумеется, это глупость. Сейчас я знаю, что если берешься за работу, неважно, платная она или нет. Берешься — делай до конца и вложи все силы. Делать работу вполсилы недостойно. Теперь я не берусь за дело, если знаю, что не смогу вложиться в него как следует.
Чаще всего так получается с бесплатными услугами. Когда мы за них беремся, мы не чувствуем такой же ответственности, как в товарно-денежных отношениях. Кажется, что если нам не платят деньги, мы никому не должны. Такой подход вредит качеству и отношениям с заказчиком.

Деньги нас дисциплинируют и заставляют быть ответственнее. Например, если мы работаем бесплатно, есть большой соблазн указать на это: «Я и так на вас бесплатно работаю, а вы еще и недовольны». Мы можем не говорить этого прямо, но такие мысли все равно появляются. И это сигнал тревоги. Скорей всего, теперь на первое место выйдут платные проекты и другие дела, а работа над бесплатной задачей продолжится по остаточному принципу.
Чем выяснять отношения с заказчиком, выходить из проекта на середине пути или краснеть за результат, лучше отказываться сразу:

Честно скажите, что не занимаетесь бесплатными проектами. Не бойтесь, что вас посчитают меркантильным. Вас это не должно волновать, волновать должен только результат сотрудничества. Если вы знаете, что он получится скверным, будет честнее не вступать в него. К тому же заказчик вряд ли подумает о вас плохо. Наоборот, оценит честность.

Объясните в мире заказчика, почему не хотите браться за это дело. Выразите опасение за качество, скажите, что у вас уже был опыт такой работы и он оказался неудачным. Если проект вам интересен, предложите выполнить эту работу за деньги. Расскажите, как в этом случае построите сотрудничество и какой будет результат. Если такой вариант не подходит, клиент просто откажется.
Бесплатная работа редко приносит то, что вы от нее ждете. Если есть хоть капля сомнений в результате, отказывайтесь.
Другая проблема бесплатной работы — заниженная ценность. Мы ценим то, за что платим и легкомысленно относимся к тому, что получаем бесплатно. Часто мы оказываем бесплатную услугу с надеждой, что это оценят. Но обычно происходит наоборот:

Допустим, у вас маркетинговое агентство. Вы договорились с клиентом исправить сайт, запустить соцсети и сделать посадочные страницы. Потом вам приходит в голову идея запустить цепочку писем.

Предлагаете клиенту, а он отказывается, аргументирует тем, что бюджет ограничен. Но идея вам так нравится, что вы предлагаете запустить письма бесплатно. Клиент соглашается.
Клиент не заплатил деньги, поэтому для него услуга не несет ценности, он в ней не заинтересован. Для вас это обернется сплошными проблемами: доступов к почтовому сервису не дождетесь, согласования затянутся, результат никого не заинтересует.

Даже если результат будет отличным и принесет новых клиентов, как вы себя будете чувствовать? Вы оказали бесплатную услугу, клиент на этом заработал, а вы получили только «спасибо».

А Золушка даже «спасибо» не слышала. Делала всю работу по дому и молча ждала, что ее оценят. Но оценила ее только волшебная фея.

Другое дело, если за эту услугу вы назначаете цену. Клиент будет заинтересован в результате и захочет получить максимум от работы.
Поэтому если во время работы с клиентом вы захотели сделать что-то сверх договоренностей, не спешите делать это бесплатно. Созвонитесь с клиентом, расскажите об идее, пользе и возможных результатах. Не приукрашивайте и не поручайте звонок продажникам. Так клиент не подумает, что вы просто допродаете, не думайте о пользе по-настоящему.

Если клиент откажется, ничего страшного, вы просто не запустите услугу. Но если сделаете это бесплатно, в будущем клиент попытается манипулировать вами и просить скидки. Помните, клиенту не нужно дешевле.
Вопрос цены — самый сложный в отношениях с заказчиками. Особенно если вы начинающий специалист и еще не знаете, сколько принято брать за вашу работу. Даже если изучите цены на рынке, будете сомневаться или побоитесь запросить слишком много.

Я считаю, что цену неправильно привязывать только к профессиональному опыту и компетентности. Правильно назначать цену, за которую вам будет комфортно работать. То есть вас не загрызет совесть, что вы берете слишком много, и не будет соблазна схалтурить, потому что берете слишком мало.
Иногда начинающие специалисты сначала изучают цены на рынке, чтобы назначить свою. Но здесь есть опасность.

На биржах фрилансеров копирайтеры берут деньги за количество знаков, а программисты за количество строчек кода. Это бред. Конечно, если клиенту нужно просто заполнить сайт любым текстом для индексации в поисковиках, это поможет. Но текст, скорей всего, будет плохим. Если текст нужен качественный, то количество знаков не имеет значения.
Цена — это вопрос переговоров: если обе стороны на нее согласны, все в порядке, работаем. Иногда нас задевает, когда знакомый специалист берет, на наш взгляд, слишком дорого. Но задевает нас это потому, что мы не позволяем себе брать столько же. Хотя какую бы цену мы ни назначили, на нее все равно найдется клиент. А не назначаем мы ее только от неуверенности в своих силах.

У меня нет большого опыта в обсуждении цены с заказчиком. Зато я знаю, что если ее не обсудить совсем, никто не будет доволен результатом.
С бесплатной работой, как и с любым другим делом, не все так категорично. Бывают хорошие проекты, которые стоят того, чтобы безвозмездно потратить на них время и силы. Если такой проект попадается, тщательно все взвесьте:

Надолго ли вас хватит. Чем продолжительней проект, тем сложнее оценить свои силы, но тем это важнее. Не бросайтесь в такую работу сразу, какой бы интересной она ни казалась. Подумайте, сколько времени на нее придется тратить, как долго вы сможете участвовать и что этому может помешать.

Правила. Если соглашаетесь на бесплатную работу, установите правила: сколько правок готовы вносить, в каком формате сдаете результат. Отнеситесь к этой работе так же, как к платной. Вы убережете себя от неприятностей, если тщательно разберетесь в задаче и обсудите условия сотрудничества.
Право на «нет». У каждой стороны есть право на «нет». Это значит, что вы в любой момент можете выйти из проекта, а заказчик может отказаться от ваших услуг. Это касается и бесплатной, и платной работы. Если проект вас тяготит, отказывайтесь. Это неприятно для обеих сторон, поэтому сделайте все, чтобы не подвести остальных. Например, помогите найти себе замену.

Если подумываете взяться за бесплатную работу только ради опыта и портфолио, попробуйте другой вариант. Например, Артемий Лебедев советует начинающим специалистам самим придумывать компании и создавать для них дизайн, текст и логотип. Другой вариант — найти сайт любой компании и переделать по-своему.

Возможностей для бесплатной работы много. И согласиться на нее проще, чем отказаться или назначить цену. Но простые решения не помогают нам развиваться так, как сложные.

 

По статье Люды Сарычевой («Megaplan»)

 

Оставьте комментарий первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *